Трагедия Софокла в Вахтанговском театре

Золотые венки героев, белые туники счастья и черные птицы беды - в театре Вахтангова идет трагедия великого Софокла «Царь Эдип», проект, совместный с Национальным театром Греции. Сыгранный сначала в античном театре в Эпидавре на десять тысяч человек, а затем в Афинах, «Царь Эдип» перенесен на сцену Театра имени Евгения Вахтангова, признан и критиками, и театральной публикой уникальным явлением, номинирован на «Золотую Маску» - 2018. В минувший вторник нам посчастливилось его увидеть. В Прологе “Царя Эдипа” перед сооружением пока еще непонятного предназначения – огромной серой трубой резвятся две маленькие девочки в белых платьицах – греческие актрисы Афродити Антонаки и Георгиа Митропулу. Затеяв для них игру в жмурки, режиссер Римас Туминас с самого начала вводит в спектакль тему слепоты - прозрения, проходящую через пьесу Софокла. С детским неведением, детской беспечностью дети играют над бездной, куда так скоро рухнет царский дом. В «Царе Эдипе» Туминаса присутствие высшей, надчеловеческой силы, которая смеется над нашими клятвами, потешается нашим неверием, наказывает нашу самонадеянность, ощутимо каждую секунду действия. То черные птицы зависнут над сценой, то белые крылья полыхнут за спиной... То содрогнется чрево земли, то застонут небеса. Небо здесь близко: нависло над несчастным городом, подступило вплотную к пригородам. И люди здесь привыкли жить, выпрямившись, ощущая взгляд богов. Сценограф Адомас Яцовскис потрясающе овеществил метафору «поступь Рока» – по сцене катается гигантская серая полая труба, сминая на своем пути людей. Каток? Гигантская скалка, которой боги месят нашу жизнь? Труба Апокалипсиса? Звук ее гулок и грозен. Композитор Фаустас Латенас создал партитуру этих ломающих судьбы громовых раскатов тектонических потрясений. Гений музыкальных акцентов и лейтмотивов, он сочинил для спектакля музыку, в которой соединил стили и жанры разных эпох (удивительно звучит трагическая и скорбная тема Генделя, которая ведет Эдипову историю через все времена). Фиванский царь Эдип в белом парадном костюме всерьез озабочен непонятной эпидемией в его стране, но и абсолютно уверен в своих силах эту напасть отвратить. Виктор Добронравов играет человека, очень давно счастливого и потому абсолютно уверенного в себе. Веление Аполлона найти убийцу прежнего царя Лая он воспринимает как очередную государственную заботу, никак не касающуюся его лично. Когда-то до него здесь свершилось злодеяние, теперь преступников поймаем и накажем! Эдип гуляет по кромке рока, даже не подозревая, что почва скоро дрогнет, махина покатится на него и не остановится. За звучной декламацией персонажей (актеры здесь читают текст с давно не слыханной мощью, слова Софокла, сказанные 2500 лет назад, падают в зал молотом) ощутимо то, что больше человеческих сил и воображения, – занесенная длань Фатума... Каждое слово Иокасты (Людмилы Максаковой) или прорицателя Тиресия (Евгения Князева) сплетает для Эдипа незримую сеть, в которой он барахтается, все глубже увязая. И даже сальто-мортале не поможет ему выбраться из этой сети. И напрасно Эдип играет на саксофоне, заговаривая судьбу и подступающий страх… "Царь Эдип" во многом больше, чем спектакль. Когда по сцене справа налево бежит воин в шлеме с перьями и идеально прямым копьем, с ногами, задираемыми под прямым углом, он кажется буквально сбежавшим с рисунка на древней амфоре, которыми Греция торговала во всей тогдашней Вселенной. Режиссер Римас Туминас метательным дротиком своих метафор посылает нам образы культуры, которая нас сделала. Например, создала такую великую культурную машину, как театр! Невероятную ноту спектаклю добавляет "хор". Звучащий на греческом языке (с титрами перевода) из уст актеров-греков, декламирующих Софокла в оригинале, он превращается в выразительный и так недостающий нам диалог. Артисты Афинского Национального театр и их многоголосое пение, очень сильное и красивое, задают всему действию даже не возвышенный, а скорее, человечный, теплый тон. Подвижные и эмоциональные, они выступают отнюдь не бесстрастными комментаторами. Перед нами жители Фив, горожане, то есть мы, с нашими желаниями и фобиями, со здравым смыслом и, одновременно, неведением. Эпизоды хора выглядят народными сценами, его участники ведут себя как пушкинские простолюдины и прохожие в «Борисе Годунове» - объясняют происходящее в духе простых смертных, которыми овладевают гнев, страх и жалость - наши обычные эмоции. В последнюю минуту спектакля труба нагло докатывается до края рампы. Вот она нависла над залом, еще немного и пойдет по нашим головам. Короткий, в сущности, спектакль заставляет непробиваемого современного человека задержать дыхание и сжаться в комок. В неотвратимой победе над индивидуумом злого и абсурдного случая (слово Рок в его прямом значении для нас звучит все же слишком высокопарно) слышится что-то до дрожи знакомое и родное. Но не оно примиряет с действительностью. Примиряет то обстоятельство, что герой при этом сумел победить самого себя. От этой мысли реально становится легче на душе. Вероятно, это и есть катарсис? Римас Туминас, один из лучших режиссеров современного театра, рассказал о главном – о поединке с Судьбой, о человеческом достоинстве и умении не сгибаться перед Роком. Рассказал о силе духа и милосердии – двух главных человеческих доблестях. В одном из интервью он сказал: «Актерам я говорю, что там, на верхних ярусах театра, живут ангелы. Мы должны быть наполненными, сосредоточенными на главной цели. Мы должны быть готовы поделиться болью. Должны не просить, но как бы протягивать руки, взыскуя прощения». Когда оказываешься на таком спектакле, веришь, что ангелы на верхних ярусах театра и, правда, живут. Они смеются, плачут и прощают тех, кто может покаяться и осудить себя. Как царь Эдип. С театралами «Юны» на спектакле побывала Наталия Леонидовна.

Недавние посты
Архив

Москва, Россия

141980, г.Дубна, ул.Попова, д.10

8 (496) 212-80-88

8 (985) 995-4226

school.juna@gmail.com

© 2013-2019 «Новая школа Юна»

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon