Поездка в театр "СТИ"

Застрелиться или заколоться? Это был блистательный театральный вечер. Да еще в субботу, 8 апреля. Да еще в нашем любимом СТИ («Студии театрального искусства»), где царит Сергей Васильевич Женовач, один из лучших современных театральных режиссеров, худрук созданного им уникального театра, профессор РАТИ. На этот раз мы побывали на его спектакле «Записки покойника», который соединил «Белую гвардию», «Дни Турбиных» и «Театральный роман» М. А. Булгакова с эпизодами книги К. С. Станиславского «Работа актера над собой». Театральное послевкусие – вещь тонкая. Проходят день, два, три, неделя, а спектакль не отпускает. Он не только продолжает жить в памяти, питая ум и сердце. Он расцветает, наполняется новыми оттенками юмора, мерцает новыми смыслами. Сергей Женовач обладает уникальным даром переводить прозу на язык театра. В репертуаре СТИ — Чехов, Достоевский, Лесков, Платонов, Диккенс. Его артисты научились владеть чужим словом, как своим собственным, их не пугают километры литературных текстов, они любую литературу превращают в драму чувств, в театральный роман. Уже в первые минуты действия становится понятно, что Булгаков в душе режиссера занимает отдельное место, он как бы помещен в специальную рамочку, сделанную своими руками. Женовач болен Булгаковым, он не расстается с ним, как с исчезнувшим другом, с которым не договорил о чем-то важном, с которым ведет и ведет непрекращающийся диалог. «Белую гвардию» он поставил в МХТ в 2004-м, соединив в ней роман и пьесу. Своих любимых героев Женовач призвал и в «Записки покойника» — Алексей Турбин, Николка, Елена Тальберг, Лариосик, юнкера, петлюровцы и красноармейцы будут возникать на сцене то в распаленном вдохновением мозгу писателя Максудова (alter eqo М. Булгакова), то в хаотичном закулисье Независимого театра, то в снах, видениях, на гениальных репетициях Ивана Васильевича (читаем К. С. Станиславского.) Образ «Записок» — это столкновение уюта с хаосом. Намоленный временем письменный стол. Фотографии в рамочках на стене — сам Булгаков, Елена Сергеевна, родители, дом. Смятая постель, на которой, вжавшись в стену, лежит человек в пальто и тапочках на босу ногу. Зеленый абажур лампы. Кремовые шторы. Там балкон и чернота ночи, идет снег. Белоснежная рубашка сохнет на веревке. Ветром полощет рукава. Откуда-то из-за стены гуляет по клавишам однообразный вальс из «Фауста». Человек достает пистолет и приставляет его к виску. Выстрела не будет, поскольку сказано же: «Никаких выстрелов!» А кинжала, чтобы заколоться, как предлагает основоположник Независимого театра Иван Васильевич, у человека нет. Главного героя, писателя Максудова, играет молодой артист Иван Янковский, это уже третье поколение знаменитой фамилии, внук Олега, сын Филиппа и Оксаны Фандеры. Про таких говорил Булгаков словами Воланда: «Кровь — великое дело!» Весь спектакль соткан из откровенной иронии с оттенком гоголевской повседневной чертовщины (с ней у Сергея Женовача давнее взаимопонимание), из легкого, акварельно артистичного юмора. Множество мелких и снайперски точных деталей передают атмосферу времени, доставляют зрителям истинное наслаждение. Сатирическую историю, живописующую нравы и быт главного театра страны и его обитателей, давно растащили на цитаты и анекдоты. Действительно, лучшее, что написано о театре, его природе, театральном таинстве и театральном шарлатанстве, — это повесть Булгакова, его «Театральный роман». Герой повести Максудов сочиняет «Черный снег» («Дни Турбиных») — пьесу о Гражданской войне, Женовач впрямую цитирует «Белую гвардию». Репетиции сцены из «Турбиных» превращаются в уморительный театральный капустник, когда актеры после каждого замечания своего Гения играют все ужаснее и ужаснее… Страдающий драматург то и дело вскидывает наполненные слезами глаза к потолку и кричит с мольбою: «Ну когда же, когда же выйдет моя пьеса?!» Пьеса не выйдет. Зрители, отсмеявшись, не заметят, как декорации расползутся в разные стороны, завалятся, как подкошенный землетрясением дом. Театр кончится так же внезапно, как и начинался. Он выполнит то, что ему предначертано: ведь было сказано — «Никаких выстрелов!» Давайте мы лучше все вместе заколемся кинжалом! Необычный спектакль СТИ – сочинение по Булгакову не ставит точку в теме. Уже вышел «Мастер и Маргарита». Поедем на него в сентябре. Поедем, расскажем, продолжение следует…

Недавние посты
Архив

Москва, Россия

141980, г.Дубна, ул.Попова, д.10

8 (496) 212-80-88

8 (985) 995-4226

school.juna@gmail.com

© 2013-2019 «Новая школа Юна»

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon